МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

Средняя общеобразовательная школа №9 расположена в южной части города Рузаевка. Школа носит имя А. И. Полежаева, т. к. на месте расположения школы находилась усадьба Струйских, в которой родился поэт.
Школа была открыта в 1896 году как церковно-приходская школа села Рузаевки Инсарского уезда Пензенской губернии. В 1918 году переименована в рабоче-крестьянскую четырехклассную школу, в 1934 году – в восьмилетнюю сельскую школу. В 1939 году получила статус средней школы села Рузаевка. С 1963 года является средней общеобразовательной школой № 9 имени А. И. Полежаева города Рузаевка.
Большое внимание в учебном заведении уделяется краеведческой работе. В 1984 году был создан литературный музей А. И. Полежаева, единственный в Мордовии.
Кроме литературного музея, в школе работает музей истории школы и села Рузаевки, в котором собран богатый материал о знаменитых земляках, об учителях и выпускниках школы, о семейных династиях, проживающих в микрорайоне. В 2002 году в школе был создан поисковый отряд «Шаг за шагом», входящий в состав Республиканского поискового отряда.
В школе работает студия народного костюма «Арсема».
Сегодня школа осваивает современные технологии, апробирует новые учебники, программы. Выпускает не только образованных учащихся, но и духовно-нравственных людей.
В 2005 году школа заключила договор с ГКУСО РМ «СРЦН «Солнышко» на обучение детей. Основной контингент данного учреждения ‒ это дети с девиантным поведением.
В 2013 году на основании постановления Главы администрации Рузаевского муниципального района №1418 от 4.09.2013 года был открыт специальная (коррекционая) группа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В школу поступили 12 учеников, 8 учащихся 1 класса и 4 ученика 2 класса.
В настоящее время на базе МБОУ «СОШ № 9» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия открыты 3 группы (1 класс, 3-4 класс, 5-6 класс), в которых обучаются 31 ребенок с интеллектуальными нарушениями. На надомном обучении находятся 7 детей.
Одним из важных условий организации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях школы является оснащение ее специальным оборудованием, поэтому в нашей школе были организованы несколько кабинетов для успешного обучения, а также оздоровления школьников с ОВЗ: сенсорная комната; кабинет ЛФК; кабинет логопеда и психолога; кабинет учителя-дефектолога.
В школе работает 24 педагога. Из них с разными категориями учащихся с ОВЗ работает 19 человек. 3 педагога осуществляют обучение детей на дому (начальная школа). Один педагог курирует организацию дистанционного обучения. Среди педагогических работников школы в штатном расписании имеются должности логопеда, психолога, 2 учителя-дефектолога. Все педагоги проходят курсы повышения квалификации по обучению детей с ОВЗ.
Сегодня уровень знаний педагогов школы в области психологических и физиологических особенностей данной категории детей повышается за счет самообразования, через организацию и проведение семинаров, мастер – классов на базе образовательных организаций.
Имеется система диагностики детей с ОВЗ, разработана система комплексной коррекции и коррекционно-развивающей работы с особыми детьми, разработаны индивидуальные программы развития детей, в том числе для детей с ДЦП. Разработан план по развитию бытовых навыков, игровых действий по сенсорному воспитанию, по музыкальному и физическому развитию.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют логопед, психолог, учитель-дефектолог, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. В системе работы следующие формы:
‒ проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение квартир, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
‒ проведение малых педагогических советов, административных советов;
‒ ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
‒ посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
‒ разработка методических рекомендаций учителю;
‒ анкетирование учащихся, диагностика;
‒ обследование школьников по запросу родителей;
Организуются групповые и индивидуальные занятия, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Возможность получения образования всеми детьми, независимо от отграничения возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Инклюзия – это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Коллектив нашей школы работает под девизом: «Школа для всех!».