ГКОУ РМ «Краснослободская общеобразовательная школа-интернат»

Краснослободская вспомогательная школа – интернат была образована на основании постановления Совета Министров Мордовской АССР от 28 июня 1950 года за №477 в связи с реорганизацией Краснослободского детского дома №3 в Краснослободский детский дом №3 для умственно-отсталых детей.

Ранее школа располагалась в здании бывшего Успенского женского монастыря на окраине г. Краснослободск. Здание было построено в 1798-1818 году на средства купца Абрама Петровича Муромцева. Несколько раз школа переименовывалась и в настоящее время она сменила свою прописку.   Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободская общеобразовательная школа-интернат для детей, обучающихся по адаптированным образовательным программам» создана для  детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования, воспитания и трудовой подготовки для последующей интеграции в общество.

В связи с введением ФГОС НОО с 2016 года в 1 и 2 классах обучение ведётся по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП), разработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта и   специальным программам для коррекционных школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (3-9 класс) с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, воспитанников.  Содержание учебных программ разработано с учетом возможностей умствен¬но отсталых школьников и отличается от содержания, изучаемого материала  массовых школ. В учебный план также включены специальные предметы: «Социаль¬но-бытовая ориентировка», «Ритмика», «Развитие уст-ной речи на основе изучения предметов и явлений ок¬ружающей действительности», имеющие коррекционную направленность.

К коррекционному блоку относятся: логопедия, ЛФК, ритмика, развитие психомоторики и сенсомоторных процессов (РПСП). Урок строится по смешанному и комбинированному типу, это объясняется тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в  практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт обучающихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями. Весь материал, который учитель даёт обучающимся, должен быть для них посилен и доступен. Только в этом случае он может, быть усвоен сознательно и будет иметь развивающий характер, а, следовательно, оказывать коррегирующее влияние. 

Нашим детям свойственна быстрая утомляемость и необходима смена видов деятельности. Поэтому особую роль в процессе урока играют физ.минутки.
Интересными являются специфичные дисциплины, имеющие коррекционную направленность, которые отсутствуют в учебных планах массовых школ. Это - социально-бытовая ориентировка (СБО), лечебная физкультура (ЛФК), логопедия, развитие психомоторных и сенсорных процессов (РПСП), уроки профессионально-трудового обучения.

Для проведения занятий класс делится на 2 подгруппы. Кабинет СБО максимально приближён к домашним условиям.  Основной целью специального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе.  От того, в какой мере методика и организационные формы занятий соответствуют поставленной цели, зависит успех подготовки обучающихся к жизни.     Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практического знакомства с предприятиями, учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. В школе-интернате имеется необходимая материально-техническая база для проведения уроков физической культуры, ЛФК, ритмики. Действует стандартный спортивный зал, комната здоровья, релаксации,  ЛФК). Занятия по ритмике проводятся с музыкальным сопровождением. Урок начинается с разминки, содержат разучивание танцевальных движений, игровые ситуации. Заученные ребятами музыкальные движения, включаются в танцы  для  выступления на детских праздниках. 

Целью коррекционных занятий по  развитию психомоторики и сенсорных процессов»    является: создание условий для развития сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью. 

В процессе обучения решаются задачи, способствующие  коррекции зрительно-двигательной и моторной координации ребенка, осуществляется коррекция осязания и мелкой моторики ребенка, зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания.

Логопедическая работа в  школе-интернате  занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с умственной отсталостью. Нарушение речи данной категории детей является очень распространенным недостатком наших детей и имеет стойкий характер. На данный момент логопедические занятия посещают 47 человек.

Профессионально-трудовое  обучение - важная составляющая часть всего учебно-воспитательного процесса.   Целью работы трудового обучения школы-интерната  является подготовка обучающихся к поступлению в ССУЗ соответствующего типа и профиля. Для проведения уроков трудового обучения класс делится на 2 подгруппы.

В школе-интернате функционируют: 1 обувная, 2 столярные, 2 швейные мастерские, кабинет сельскохозяйственного труда.  Мастерские  имеют всё необходимое материально-техническое  оборудование (столярные станки, инструменты, современные швейные машины)   для успешного обучения детей.

В процессе обучения столярному делу школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Изготавливают скворечники и кормушки для птиц. Кроме того, ребята учатся работать и применять лаки, клеи, краски. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей  работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике безопасности, каждый урок начинается именно с этого. Принимают участие  в муниципальных, республиканских, межригиональных конкурсах по трудовому обучению, и занимают призовые места. На уроках швейного дела  девочки шьют фартуки, халаты, постельное и нательное  бельё. Все шторы на окнах выполнены «золотыми» руками учителей швейного дела. 

В школе ведётся обучение сельскохозяйственному труду. Мы   имеем пришкольный земельный участок и небольшой сад. На занятиях по растениеводству дети знакомятся с основами овощеводства и садоводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания столовых корнеплодов и фруктовых культур. На практических занятиях занимаются выращиванием рассады овощей,  цветов, озеленением пришкольной территории, оформлением цветочных клумб .

Уроки обувного дела дают детям возможность научиться основам профессии обувщика. Мелкий ремонт и  уход за обувью мальчики выполняют самостоятельно под руководством опытного учителя.  Итоговая аттестация выпускников проводится в форме экзамена по трудовому обучению. По окончании школы дети получают документ государственного образца. 

В школе функционируют 14 кружков по интересам. Системой дополнительного образования охвачены все дети без исключения, т.е 100 % охват.

Внеклассные мероприятия проводятся в каждой группе, согласно плана воспитательной деятельности. Считается, что дети, погруженные в атмосферу радости, вырастают более устойчивыми ко многим неожиданным ситуациям и меньше подвержены стрессам и разочарованиям. Врачи и педагоги давно уже поставили знак равенства между весельем, счастливой улыбкой и физическим здоровьем человека. Вот почему детям так важны праздники и развлечения. Поэтому, воспитатели и классные руководители так тщательно подходят к подготовке внеклассных мероприятий, умело продумывая каждый шаг.

Презентация «Трудовое обучение»