ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют «Солнышко»

Деятельность Государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» направлена на реализацию политики семейного воспитания и ответственного родительства, на снижение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Рузаевского муниципального района, восстановление детско-родительских отношений, развитие системы семейного патронирования. Учреждение создано в 2002 году в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия №380 от 01.08.2002 года и начало свою деятельность 10.02.2005 года.
Сегодня реабилитационный центр – это целая выстроенная система, где созданы все условия для развития личности воспитанников, для успешной и благополучной жизни детей, для раскрытия их способностей в учебе, спорте, творчестве, воспитания у них навыков социальной компетентности.
В реабилитационный центр поступают дети, находящиеся в кризисной жизненной ситуации, дети, оставшиеся без попечения родителей, из неполных и малообеспеченных семей, безнадзорные и беспризорные. Несовершеннолетние содержатся в Центре на полном государственном обеспечении. В Учреждении работают отделение социально-правовой помощи, отделение социальной реабилитации. Здесь дети получают помощь в защите своих прав, проходят медико-психолого-педагогическую реабилитацию. С первых дней пребывания в Учреждении рядом с ними оказываются добрые, отзывчивые, всегда готовые выслушать и прийти на помощь люди.
Основными задачами социально-реабилитационного центра «Солнышко» является профилактика безнадзорности, а также социализация личности несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, привитие им трудовых навыков, содействие в выборе профессии.
В соответствии со своими задачами и предметом деятельности Учреждение:
•обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
•принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
•оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учёбы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;
•оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, налаживании детско-родительских отношений;
•разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;
•обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
•организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в учреждении;
•содействует органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Практически все дети, поступающие в учреждение, имеют соматические заболевания, отклонения в состоянии психического здоровья. В числе нарушений психического здоровья преобладают дезадаптационные пограничные расстройства в форме нарушения поведения, невротические реакции, неврозоподобные состояния. Отмечается наличие страхов высокий уровень тревожности, нарушение сна, замкнутость, сниженная самооценка, агрессивность, нарушение доверия к окружающим людям. Дети, как правило, расторможены, гиперактивны, конфликтны, в то же время они быстро истощаются, начав, чем-либо заниматься, они скоро утомляются, не доводят начатое до
Для успешной реабилитации детей и подростков в Центре созданы все необходимые условия: действует комната психологической разгрузки, где с детьми занимаются квалифицированные психологи, изостудия, тренажерный зал, зал игровых занятий, актовый зал, кабинет домоводства, швейная мастерская, библиотека, процедурный кабинет.
В Учреждении действует комплексная система коррекционно-развивающей работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Реабилитационный процесс направлен на возвращение ребёнка в социум, повышение его статуса в среде сверстников.
В Учреждении функционирует реабилитационная мастерская «Мастерица» (для девочек). В процессе занятий воспитанники узнают много нового о швейном оборудовании, осваивают технологические приёмы и способы обработки материи, учатся шить, вязать, вышивать, получают бесценный опыт созидательной деятельности.
В кружке «Хозяюшка», воспитанники на оборудованной детской кухне учатся готовить разнообразные блюда, правильно и красиво сервировать стол, встречать гостей, быть гостеприимными хозяевами.
Реабилитация посредством музыкального воспитания реализуется через вокальный кружок «Музыкальная шкатулка» и танцевальный «Росинки». Под руководством музыкального руководителя дети знакомятся с разножанровыми музыкальными композициями, выступают на праздничных мероприятиях, участвуют в выездных концертных программах.
С целью развития творческого потенциала воспитанников организована работа изостудии «Веселый художник». Дети, которым трудно даются виды учебной, спортивной, познавательной деятельности, раскрываются в творчестве. В Центре организованы и регулярно обновляются постоянно действующие выставки детских творческих работ «Наш вернисаж», «В мире прекрасного», «Каменная сказка», «Деревянный сувенир», «Волшебное тесто», «Чудо-бисер», «Текстильная скульптура», «Батик», «Гипсовая скульптура».
В процессе социальной реабилитации детей и подростков большую роль играет организация физкультурно-оздоровительной работы. В Учреждении работают спортивные секции, тренажерный зал, проводятся спортивные праздники, соревнования, спортивно-игровые программы, организуются туристические походы, по одному разу в неделю проводятся учебно-тренировочное занятие на базе ФОК «Ледовый» и бассейна «Нептун».
Также педагогами-психологами ведется большая информационно-пропагандистская работа с несовершеннолетними по профилактике алкоголизма и табакокурения, формированию здорового образа жизни, проводится цикл психопрофилактических занятий.
В Учреждении организована работа семейного клуба «Шаг на встречу», в рамках которого педагоги-психологи проводят планомерную и целенаправленную работу с семьями воспитанников. Занятия проходят в форме бесед, консультаций, тренингов и направлены на пропаганду здорового образа жизни, профилактику алкогольной зависимости, коррекцию детско-родительских отношений. Проводится индивидуальная работа с родителями, страдающими алкогольной зависимостью.
Большое внимание педагоги-психологи уделяют психологическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки воспитанников. Совместно с воспитателями старшей и средних возрастных групп ведется элективный курс «Профориентационная работа», в рамках которого воспитанники получают информацию о системе профильного обучения, проводится диагностика склонностей и интересов подростков в выборе профессий, анкетирование «Что я знаю о своих возможностях», беседы и практические занятия, интеллектуальный конкурс «Марафон профессий». Завершающим этапом этой работы является «Неделя профориентации», в рамках которой организуются экскурсии в Рузаевский центр занятости населения, музей локомотивного депо, а также предприятия г. Рузаевка.
Экологический подход к социализации воспитанников РЦ заключается в активном вовлечении их в мероприятия, связанные с садоводством, цветоводством, огородничеством. Для этого в центре созданы все возможные условия: ежегодно модернизируются ланшафтные комплексы по украшению территории цветочными клумбами, уличными арт-объектами, имеется опытный участок, огород, проводятся экологические акции. Воспитанники вовлекаются в исследовательскую деятельность экологической направленности. Участвуя в восстановлении лесонасаждений, озеленении и благоустройстве города Рузаевка, экологических субботниках, дети овладевают практическими навыками ухода за растениями, улучшается их физическое и психическое состояние, повышается уровень самооценки. В рамках реализации проекта применялись следующие методы работы:
Воспитанники реабилитационного центра «Солнышко» обучаются в средней общеобразовательной школе №9. Многие дети, поступающие в Центр, имеют глубокую степень школьной дезадаптации, не знают программный материал тех классов, в которых обучаются, имеют отклоняющееся поведение, многочисленные пропуски школьных занятий, интеллектуальные интересы их бедны, ограничен кругозор, не развиты общеучебные умения и навыки. Социальные педагоги, воспитатели, преподаватели-предметники уделяют большое внимание ликвидации социально-педагогической запущенности и повышению учебной мотивации детей и подростков. В Центре созданы благоприятные условия для учебной деятельности, организовано педагогическое сопровождение детей в школе и группе, проводится индивидуальная работа с детьми, имеющими отставание от школьной программы.
Педагоги учреждения уделяют большое внимание трудовой реабилитации несовершеннолетних. Многие дети, поступающие в центр, не умеют ухаживать за своим телом, одеждой и вещами, а порой просто боятся воды, не поддерживают чистоты в помещении, отказываются дежурить в столовой. Воспитатели всех возрастных групп терпеливо учат детей соблюдать элементарные правила гигиены, следить за своим гардеробом, стирать мелкие носильные вещи.
Досуг детей в реабилитационном центре разнообразен. Традиционные дела: конкурсы, викторины, тематические вечера, праздничные и концертные программы, экскурсии, посещения выставок и музеев, театрализованные постановки, спортивные, игровые и цирковые программы, различные соревнования - направлены на вовлечение воспитанников в социально - значимую деятельность, пропаганду здорового образа жизни, развитие личности ребёнка.
Сотрудники Учреждения стремятся создать все необходимые условия для гармоничной жизнедеятельности воспитанников, здесь им обеспечена тёплая психологическая атмосфера, которая способствует успешной социально-педагогической реабилитации.

ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют «Солнышко»