ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Школа основана в 1957 году как детский дом. В 1959 году на базе детского дома была открыта образовательная школа – интернат. В интернате воспитывались дети из малообеспеченных семей, из отдаленных населённых пунктов, в которых не было школ; дети, лишённые родительского попечения. 15 июня 1981 года произошла реорганизация школы-интерната во вспомогательную школу-интернат.

26 февраля 1996 года – специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

14 июня 2011 года изменен статус школы, школа-интернат имеет название ГКС(К)ОУ РМ «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида». С 14 сентября 2015 г. школа имеет название ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Педагогический коллектив школы-интерната работает над проблемой «Создание системы помощи и поддержки обучающимся в рамках образовательного и воспитательного процесса».
Цель поставленная перед коллективом – это создавать наиболее благоприятные условия для становления и развития личности обучающихся, удовлетворения образовательных и творческих потребностей; формирования способности к личностно и социально значимой самореализации. Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать умственно отсталого (интеллектуальными нарушениями) обучающегося к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным гражданином, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
На 01.01.2018 г. в школе-интернате обучается 72 обучающихся. Из них 44 - дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из них только 4 обучающихся -круглые сироты, 19 обучающихся - временно проживающие (родительские дети), из них 9- приходящие дети. 

Школа-интернат работает в круглосуточном режиме. В первой половине дня по расписанию проводятся учебные занятия, во второй половине дня работа проводится в соответствии с режимом дня, планом воспитательной работы, расписанием кружков и секций.

Учебный план школы-интерната составляется на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант) (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п) для 3-9 классов.

Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) обучающихся, трудовое обучение, коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Одним из важных условий организации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях школы-интерната является оснащение ее специальным оборудованием, поэтому созданы кабинеты для успешного обучения, а также оздоровления школьников с ОВЗ: сенсорная комната; кабинет ЛФК; кабинет логопеда и психолога.

Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач при обучении и воспитании учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) принадлежит профессионально-трудовому обучению, которое предполагает подготовить обучающихся к поступлению в ПУ соответствующего типа и профиля. В школе-интернате имеется 1 столярная, 2 швейные мастерские, класс сельскохозяйственного труда. Учащимся прививаются навыки самостоятельной работы, они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, с целью повышения профессионально-трудовой подготовки учеников. Основная задача профессионально-трудового обучения – дать учащимся с отклонениями в развитии начальное профессиональное образование, вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для работы по определенной специальности. Для занятий по трудовому обучению обучающихся V-IХ делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача. Программа включает теоретические и практические занятия.

Начиная с 5 класса обучающиеся знакомятся с профессиями швейного, столярного и сельскохозяйственного производства так как, по этим специальностям выпускники смогут работать в дальнейшем. Специальность швея, столяр приемлемы для воспитанников, потому что длительное время выполняется одна или несколько технологических операций, что дает возможность выработки устойчивого навыка. Отсюда качество работы, скорость, выполнение нормы и как следствие, заработок. На уроках обучающиеся овладевают навыками изготовления изделий, необходимых для дальнейшей жизни в социуме.
На уроках швейного дела обучающиеся готовятся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья со специализацией по профессии швея – мотористка женской и детской легкой одежды. Девочки шьют изделия для нужд школы-интерната такие как: фартуки, халаты, постельное и нательное бельё, костюмы для выступления и др.

В процессе обучения столярному делу обучающиеся знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. На практических занятиях обучающиеся изготавливают скворечники, швабры, черенки, рамки для картин и т.д. Занимаются ремонтом и реставрацией мебели.
Результатом детского творчества является участие в Республиканской выставки прикладного творчества среди воспитанников детских домов и школ–интернатов «Мастерок», Республиканском конкурсе «Птичий дом, посвящённый Всемирному Дню птиц», Республиканском фестиваль-конкурсе для детей из числа детей-сирот «Живи с мечтой», I Всероссийском детском конкурсе «Мир творчества», Всероссийском детском конкурсе «Морозные Узоры», т. д..
Ведётся обучение сельскохозяйственному труду. На занятиях по растениеводству обучающиеся знакомятся с основами овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания столовых корнеплодов, репчатого лука, лука-севка и т. д. В школе-интернате имеется подсобное хозяйство (овцеферма), пришкольный участок, теплица, где обучающиеся осваивают необходимые приёмы работы. На практических занятиях занимаются выращиванием рассады цветов для озеленения пришкольной территории. В теплице круглогодично выращивают зелень (лук, петрушка, укроп, огурцы, помидоры).
Для укрепления здоровья обучающихся решаются две задачи: обучение двигательным функциям и развитие физических качеств. Воспитание способствует преодолению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья. Каждый день проходит утренняя зарядка на свежем воздухе. Правильно спланированные комплексы упражнений дают возможность детям: укрепить здоровье, развиваться физически. Урок физкультуры играет решающую роль в укреплении и охране здоровья. На уроке дети выполняют различные упражнения по коррекции недостатков двигательных функций, укреплению сердечно-сосудистой системы, обучаются правильному дыханию, знакомятся с терморегуляцией организма при физической нагрузке и правил гигиены до и после занятий. Идёт работа по коррекции осанки, координации движений в пространстве, времени и т. д. В школе-интернате имеется спортивный зал, футбольное поле, игровой комплекс, спортивные тренажеры в школьном дворе. Регулярно проводятся Веселые старты, Дни здоровья, Спортивные эстафеты, Подвижные игры на свежем воздухе, Футбол, Шашечный турнир, Теннисный турнир, Спортивный кросс, Спортивная лыжня, Волейбол, Баскетбол, Шахматный турнир, Конкурс юных инспекторов движения «Безопасное колесо», Спортивная ходьба и т. д.
Комплексная работа педагогов школы-интерната позволяет обеспечивать адекватное личностное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - гражданина современного общества.

https://youtu.be/eEKDl5pfXDU